Сайт РодНик

Талантом радовать людей

В решениях июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС в числе важных задач большое внимание уделено дальнейшему улучшению идеологического воспитания масс, духовного обогащения общества.

В приобщении народа к искусству, социалистической культуре огромна роль художественной самодеятельности. Одним из направлений самодеятельного творчества являются любительские драматические объединения.

Два народных театра действуют в нашем городе и районе. Один из них — Никологорский народный театр.

Завтра он отмечает юбилей — 25 лет со дня присвоения коллективу звания народного. Это важное событие происходит в рамках II Всесоюзного смотра самодеятельного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Юбилей народного театра — праздник не только для никологорцев, это важное событие в культурной жизни города и района.

  • НАШ НАРОДНЫЙ

ЧУВСТВА ДОБРЫЕ ПРОБУЖДАТЬ

Мне хочется сказать о людях, которые после работы, едва перекусив, торопятся на репетицию в наш народный театр. Все они не артисты, может только чуточку способнее других. На сцепе они играют, как умеют, но все-таки играют, отдавая этому любимому делу все свободное время, тратя минуты отдыха. И как понимаешь, насколько не подходит к их увлечению такой вопрос, как и чем занять свободное время. И всем надо бы призадуматься, как правильно живут те, для кого эта проблема вообще не существует, потому что заниматься в художественной самодеятельности,      играть     на сцене - способ убить время и это не только отдых. В этом — огромная духовная сила, заложенная в народе. Это часть нашей культуры, непременное условие гармонического развития человеческой личности. Ведь именно из глубины народной жизни приходят по все виды искусства подлинные огромные таланты.

 

Но опять же не это главная задача. Существует прекраснейшая внутренняя потребность   человека —   его второе призвание. Следуя ему, человек совершенствуется сам и оказывает немаловажное воздействие на других.

Вторым призванием для участников нашею коллектива стал театр со всеми его трудностями, огорчениями, удачами и взлетами.

Сменяются поколения, режиссеры... Время движется вперед и самодеятельное театральное творчество тоже. Если в 1959 году нашему коллективу одному из первых в области присвоили почетное звание — народный, то сейчас в области уже 16 народных театральных коллективов.

На сегодняшний день у нас 22 единомышленника, объединенных одним - любовью к самодеятельному театральному творчеству. 22 человека разных по возрасту, роду занятий, разных  по характеру и взглядам, рабочие, служащие, ветераны труда. Многие из них отдали коллективу свое свободное врем и не за один десяток лет жизни. Это династии Городовых — Елизавета Ивановна, Серафима Васильевна и Людмила Алексеевна, это Пышкины — Екатерина Павловна и Валерий Владимирович, это Любовь Ивановна Михалевская, Анна Сергеевна Зузлева, Владимир Степанович Раёв. Николай Николаевич Дугин...

Другие пришли в коллектив не так и давно, но остались в нем надолго и прочно. Среди них Валентина Павловна Охрыткова, Маркс Абрамович Эльгурт, Иван Тимофеевич Безруков, Валерий Сергеевич Прохоров, Владимир Крупнов, Ольга Часова. А Лариса Пиголкина, Елена Летенина, Александр Корчажкин первые навыки театрального волшебства получили еще в детской студии и сейчас театр для них — родной  дом.

Репертуар театра, оглянувшись на его историческое прошлое и по сегодняшний день, очень богат -исторические сцены и философские размышления. Но всегда в центре внимания по доброй традиции коллектива остаются спектакли по пьесам драматургов-классиков А. Горького, А. Островского. За последние десять лет в театре поставлены пьесы А. Островского «Поздняя любовь», «Правда хорошо, а счастье лучше», А. Горького «Bacca Железнова», Д. Корнейчука «Платон Кречет», которая тоже вошла «в золотой фонд» советской классики. В репертуар театра включались и включаются пьесы, посвященные теме Великой Отечественной войны, такие, как А. Терешкина «Седьмые сутки пути», A. Коломнеца «Голубые олени». Есть и комедии— Ю. Эдлиса «Июнь - начало лета», Г. Хугаева «Андрр и Сандро», В. Космачевского «Обман». И особое место в репертуаре театра занимают пьесы на тему выбора жизненного пути, пьесы о человеческой нравственности, об отношении к обществу, к Родине. Это пьесы М Шатрова «Мои Надежды». Н. Витарского «Песня  издалека», B. Каверина «Эксперимент» и другие.

В нашей стране театр играет особую роль, в том числе и театр самодеятельный, народный, как сейчас говорят, любительский.

Наш коллектив немногочислен, особенно мало у нас мужчин. Поэтому мы приглашаем всех желающих. Как говорится, не талантливых людей на свете нет. каждый человек индивидуален в своих способностях. А раскрыть себя в самодеятельном драматическом искусстве, пробуждать в людях чувства добрые - это прекрасно.

Т. ПРОХОРОВА, режиссер театра.

СЛОВО  АКТЕРУ                                      ЛЮБЛЮ ТЕАТР

Помню, в детстве я любила фантазировать, «сочинять» постановки, которые мы «разыгрывали» с подружками, а потом в школе я охотно занималась в драматическом, физкультурном, танцевальном кружках.

В драматическом кружке, ставшем впоследствии народным театром, я участвую с 1934 года. В то время с нами, с молодежью, работали много супруги Колоколовы. Под их непосредственным влиянием все больше и  больше стала любить сцену.

Я люблю театр не только за то, что он мне доставляет удовольствие, но и за то, что он является одним из видов искусств, развивающий художественный вкус, любознательность, которая дает пищу для ума и для души. Это своего рода школа воспитания.

 

Я люблю сцену за то, что она является средством воспитания хороших манер, как фактор, дисциплинирующий, как форма культурного и полезного отдыха.

За эти годы участниками было поставлено много спектаклей, сыграно сотни ролей. Со своими постановками мы побывали не только в городах нашей области, но выступали на многих площадках г. Москвы. Нас радовало общение с интересными людьми. Мы встречались с артистами, писателями, композиторами.

Хотелось бы, чтобы в нашем народном театре было больше молодежи. Ведь художественная самодеятельность одно из могучих средств коммунистического воспитания.

Л.  МИХАЛЕВСКАЯ, ветеран народного театра.

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ                   НАША ГОРДОСТЬ

Никологоры моя родина. Конечно же, все, что происходит в родном поселке, волнует. Я и мои односельчане очень гордимся своим народным театром. Его спектакли всегда интересны, многому учат. И на жизнь смотришь по-иному, многое в ней подмечаешь.

Силу воздействия театрального искусства я особо ощутила еще в юности, когда впервые переступила порог самодеятельной студии. С желанием занималась в драматическом коллективе, участвовала в спектаклях. И пусть со временем в силу разных обстоятельств не стала выступать на сцене, но то светлое и радостное ощущение творчества осталось навсегда.

Вместе с мужем не пропускаем ни одного спектакля. После очередной премьеры обсуждаем игру актеров,   спорим о находках и промахах коллектива. Значит ни один спектакль не оставляет равнодушным, будит в человеке лучшие добрые чувства, а это ведь очень важно.   

С творческим коллективом я тесно связана и по должности. Работаю в швейном цехе Дома быта. Более десяти лет вместе с подругами шьем для самодеятельных актеров костюмы. А ведь сшить такой костюм не так-то просто. Здесь надо и о произведении знать, особенности времени действия представлять, важно в костюме характер героя, да и самого актера подчеркнуть. Все эти творческие задачки мы решаем сообща, вместе с режиссером и актерами. И вновь нам помогает общение с театром. Ведь каждый спектакль оставляет свой след, шире раскрывает удивительный  мир  искусства.

Г. ВОЙНОВА, закройщик Дома быта.

 

ГОРИЗОНТЫ ТВОРЧЕСТВА            КАЖДАЯ ПРЕМЬЕРА — ОТКРЫТИЕ

Мне не раз приходилось бывать на премьерах спектаклей народного театра и каждый раз открывал для себя новое.

Приятным, запоминающимся открытием стала премьера спектакля «Пелагея и Алька», созданного по двум известным повестям   замечательного писателя Алексина.

Прост на первый взгляд сюжет инсценировки повестей «Пелагея», «Алька». В тихой небольшой деревне живут семьи Амосовых, Ермолиных, Вахромеевых и других   простых  колхозников. Подрастают в семьях дети, взрослеют, ищут свои пути. Одни остаются в деревне, другие уезжают. Но за внешней простотой сюжета —сложные полемические вопросы: взаимоотношения поколений, закрепление молодежи на селе, восприятие молодыми моральных и эстетических ценностей жизни. Как все это соединить неразрывно, как передать на сцене философию абрамовской прозы?

И    режиссер находит единственное и правильное решение. Распределяя роли, Т.  Г. Прохорова  учла не только   опыт актеров, но и их судьбы, их биографии.

Не потому  ли актеры спектакле не просто играют, а живут страданиями и чаяниями своих героев, всем  сердцем  воспринимают их потери и находки. Спектакль  смотрится, как говорится, на едином дыхании, и долго еще стоят перед глазами образы Пелагеи, Альки, Христофоровны, председателя сельского Совета Василия Игнатьевича...

Идея произведения ярче всего выражается на сцене через символ: и здесь творческий коллектив нашел удачное решение - тропа Пелагеи которая пролегла от дома главной героини до пекарни. По этой тропе всю жизнь изо дня в день ходила в пекарню Пелагея Амосова. Образ Пелагеи, простой русской труженицы, самый сложный. Его доходчиво, ярко воплотила на сцене ветеран театра А. С. Зузлева. В духовном развитии, через радости и страдания показывает героиню самодеятельная артистка.

Мы видим Пелагею заботливо ухаживающей за больным мужем Павлом (мастер СПТУ-14 И. Т. Безруков).  Видим в трагический момент, когда умирает Павел. Но не теряет присутствия духа эта труженица и даже тогда, когда силы оставляют ее она все равно приходит по твоей тропе в пекарню помотреть, как работает ее дочь Алька... 

Роль дочери Пелагеи тоже очень сложная по своему развитию. И надо поздравить старшего методиста Дома культуры Ларису Пиголкину с ее большой творческой удачен. Ее Алька проходит через трудные пути поисков своего места в жизни, ошибается, оценивает свои ошибки, учится на них. Молодая актриса сумелапередать духовный перелом в становлении характера своей героини. 

Вот Алька уезжает из деревни, поддавшись лживым заверениям залетим о лейтенанта Владислава Сергеевича(педагог В. В. Пышкин). Уезжает в город, оставляя в сторону материнскую тропу, родных людей. Она немного легкомысленна, весела, полна надежд. Но надежды рушатся, ломается личная жизнь, не нравится работа... И Алька понимает, что в жизни нет легких путей. Она приезжает. Но приезжает поздно. Уже нет в живых матери. Сцены возвращения Альки самые сильные. Она помогает колхозникам в сенокосе, идет по материнской тропе,   но идет уже обновленная, повзрослевшая.

Жизнь милой и дорогой нашей деревни ярко показал творческий коллектив театра. Нам дорог образ Христофоровны, мягкой, ласковой старушки, которая жалееет и успокаивает всех в трудную минуту. Эту роль сыграла от всей души Л. И. Михалевская. Не забудутся Митя Ермолин (служащий фабрики "Большевик" Александр Корчажкин), Лида Вахромеева (секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ-14 Ольга Часова). Сергей (культпросветработник Валерий Прохоров) — молодые люди по-своему оставшиеся верными деревне.

Не забудется образ счетоводаколхоза Петра Ивановича, колоритно созданный А. Ф. Касимцевым. Но еще одним подлинным открытием стала роль Мани - большой, сыгранная работницей газового участка Л. А. Самусевой. Есть в пьесе образы двух подружек — вдов, не прочь повеселиться в компании, подружек озорных и на первый взгляд легкомысленных. Но как преображаются они, когда соприкасаются с человеческим горем, трудными людскими судьбами. Особенно добрая и отзывчивая на чужую беду Маня - большая. Истинно русский открытый характер создала на сцене Л. А. Самусева. Это ее дебют и дебют удачный. Также удачно выступила в своей роли и В. П. Охрыткова. Итак, спектакль живет.

С. МАЛЫШЕВ.

 

   

РодНик (Родные Никологоры) © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz